Государственная жилищная инспекция Тульской области

официальный сайт
Перейти на другой сайт ОИВ

Пресс-центр

Обзор изменений жилищного законодательства Российской Федерации

ДОКЛАД

Обзор изменений жилищного законодательства Российской Федерации

 

Переводя плату за коммунальные услуги на ОДН в состав платы за содержание жилого помещения, законодатель преследовал благую цель – ограничить размер расходов потребителей нормативом потребления. Действительно, в ситуации, когда фактическое потребление ресурса (по показаниям ОПУ) больше нормативного, баланс сохранен. Но практика показала, что из поля регулирования выпала ситуация, когда фактическое потребление меньше нормативного.

10 августа 2017 года вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса РФ. Законодатели изменили порядок оплаты за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Редакцию Жилищного кодекса РФ изменил Федеральный закон от 29.07.2017 N 258-ФЗ, который вступил в силу 10 августа 2017 года.

Поправки касаются порядка оплаты коммунальных ресурсов, которые идут на содержание общего имущества в многоквартирных домах.

В частности, изменилась редакция статьи 154 ЖК РФ, определяющая структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Законодатели определили, что в плату за содержание жилого помещения включается:

плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом,

плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,

плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,

плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При этом, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Нормами новой редакции статьи 156 ЖК РФ определено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Исключение составляет плата за расходы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Такие расходы определяются на основании показаний общедомовых приборов учета.

Также новыми пунктами статьи 156 ЖК РФ определено, что расходы на общедомовые нужды могут быть определены:

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета:

исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;

исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Норматив с перерасчетом

 

Если обратиться к проекту поправок в Правила содержания общего имущества, можно увидеть, что перерасчет предлагается проводить ежегодно 1 июля на сумму превышения платы за период с 1 июля предыдущего года по 30 июня текущего года, исчисленной исходя из нормативов потребления, над платой, исчисленной исходя из показаний ОПУ (превышения общедомового потребления над суммарным индивидуальным потреблением). При этом корректировка проводится исключительно в сторону уменьшения платы для потребителей.

Учитывая сказанное, получается, что и в августе 2017 года, и в последующих месяцах до июня 2018 года плата за коммунальный ресурс на содержание общего имуществаначисляется исходя из норматива потребления, а не исходя из показаний ОПУ. Именно в такой ситуации оказались потребители в большинстве домов.

Отдельно следует обратить внимание на перерасчет. Данная методика напоминает порядок расчетов за отопление с последующей корректировкой. Но в этом случае перерасчет проводится только в пользу потребителей.

 

Реальные показания АИСУ без перерасчетов

 

Из общего принципа регулирования, описанного выше, в ч. 9.2 ст. 157 ЖК РФ сформулировано несколько исключений. Первое из них – случай оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг. В данном случае размер расходов граждан и организаций на оплату коммунального ресурса на содержание общего имущества определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний.

Обратим внимание, что для применения такого порядка расчета не требуется принятия решения общим собранием.

 

Размер платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества при наличии ОПУ

 

Второе исключение из общего правила, согласно которому плата за коммунальный ресурс на содержание общего имущества исчисляется исходя из норматива потребления с последующим перерасчетом по фактическому потреблению (только в сторону уменьшения), – это выражение воли собственников помещений, решение общего собрания принимается простым большинством голосов собственников помещений, принимающих участие в собрании, имеющем кворум.

Общее собрание может принять решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД.

Таким образом, закон не дает оснований ограничивать потребителей в праве реализовать наиболее удобный для них вариант расчета размера платы из числа допустимых, в том числе обусловливать применение конкретного способа расчета в отношении одного ресурса применением такого же способа в отношении других ресурсов: по одному ресурсу плата может рассчитываться по общему правилу исходя из норматива, а по другому может использоваться особый порядок, принятый на общем собрании.

 

Среднемесячное потребление коммунального ресурса на содержание общего имущества с перерасчетом

 

Первый вариант, который может выбрать общее собрание собственников помещений в МКД, – это определение размера расходов на оплату коммунального ресурса на содержание общего имущества исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества с проведением перерасчета размера таких расходов с учетом показаний ОПУ в порядке, установленном Правительством РФ.

В проекте поправок в Правила содержания общего имущества содержится указание проводить перерасчет с 1 июля за прошедшие 12 месяцев. Причем такой перерасчет (путем сопоставления фактического объема потребления за год перерасчета и среднемесячного объема потребления за год, предшествующий перерасчету) делается только в сторону уменьшения.

Еще один важнейший момент, отраженный в поправках: если использованный в расчетах с потребителями среднемесячный объем потребления окажется выше норматива потребления, то также необходимо провести перерасчет, уменьшив суммарную плату потребителей за год до нормативной.

 

Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества ограничен нормативом потребления. Причем, если на собрании жильцов выбран расчет по среднемесячному объему потребления, а объем фактического потребления по итогам года окажется выше (пусть даже в пределах норматива), перерасчет не проводится, поскольку в соответствии с поправками в Правила содержания общего имущества перерасчет возможен только в сторону уменьшения платы потребителей.

 

Фактические показания ОПУ

 

Закон № 258-ФЗ предоставил собственникам помещений в МКД право выбрать на общем собрании наиболее приемлемый для них способ начисления платежей исходя из технической оснащенности здания: по нормативу потребления или показаниям ОПУ. Действительно, второй вариант, который может выбрать общее собрание, заключается в установлении размера расходов на оплату КР на СОИ исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами власти субъектов РФ (п. 2 ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).

 


^ Наверх